Главная
Регистрация
Вход
Вторник
07.05.2024
03:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Газоснабжение

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

  
Главная » 2018 » Май » 28 » СМИ: Несмотря на успехи добычи, пока сланцевый газ США на рынках Европы и Азии отсутствует
03:24
СМИ: Несмотря на успехи добычи, пока сланцевый газ США на рынках Европы и Азии отсутствует
В последние годы о развитии добычи сланцевого газа в США упоминают всякий раз, говоря о «переделе» мирового газового рынка. Однако это не совсем верно, - пишет в статье для "МК" Роман Волков, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
 
Являясь одним из трех крупнейших в мире рынков по объемам торговли газом, североамериканский рынок существует фактически изолированно от других рынков. Собственно, вся торговля газом на нем — это импорт газа в США из Канады. Канада не экспортирует газ больше никуда, кроме США, а последние импортируют газ только из Канады и ничтожное его количество — из Тринидада и Тобаго и Катара.
 
Однако в настоящее время ситуация в Северной Америке стремительно меняется. США переживают бум добычи сланцевого газа и уже достигли практически полного самообеспечения газом.
 
Начавшись в начале 2000-х гг., добыча сланцевого газа в США за десять лет увеличилась в 12 раз, достигнув 81 млрд куб. м в 2008 г. и 240 млрд куб. м. — в 2012 г. Если в 2000 г. доля сланцевого газа в общей добыче газа США составляла 2%, то в 2012 г. — 37%. Это фактически вычеркнуло США из числа крупнейших мировых импортеров газа. Если в 2005 г. импорт США составил немногим более 120 млрд м3, в 2007 г. — более 130 млрд м3, то в 2011 г. — менее 90 млрд м3, в 2012 г. — 85 млрд м3. Это при том, что мировой импорт газа вырос с 2005 г. по 2012 г. более чем на 40%.
 
Пока развитие добычи сланцевого газа напрямую сказалось только на рынке Северной Америки и проявилось только в одном — резком снижении внутренних цен на газ в США. В 2012 г. они составили в среднем 102 долл./1000 м3, снизившись за 4 года в два раза.
 
На другие рынки добыча сланцевого газа в США пока оказывает скорее психологическое действие. Запасы этого газа обнаружены во многих странах, таких как Польша, Венгрия, Украина и ряд других, что дало надежду правительствам этих стран на получение энергетической независимости. Развитие же промышленной добычи сланцевого газа в США дает пример успешной разработки запасов так называемого газа из нетрадиционных источников в целом.
 
Сланцевый газ является лишь одним из 6 видов газа из нетрадиционных источников, к которому обычно относится газ, добыча которого затруднена технологически и невыгодна экономически.
 
Оценки совокупных объемов такого газа просто гигантские. Например, запасы одних только подводных гидратов, также являющихся источником природного газа, оцениваются в 20 000 трлн м3, в то время как разведанные запасы традиционного газа составляют всего около 250 трлн м3. Казалось бы, разработка этих запасов — ключ к решению проблемы обеспечения природным газом на многие годы. И тут мы сталкиваемся с той же проблемой, что и в случае с нефтью, пытаясь ответить на вопрос, много ли ее осталось. Суть ее в том, что доступных запасов нефти столько, сколько коммерчески выгодно ее добыть. Общие запасы нефти в недрах могут быть колоссальными, однако если технологии и экономическая целесообразность позволяют добыть 100 баррелей, наши запасы составляют ровно 100 баррелей (подробно эта проблема рассматривается в статье ведущего эксперта ЦМАКП А.Апокина, «Нефтяное проклятие России», «Московский комсомолец», №26191 от 21 марта 2013 г.). С газом ситуация аналогичная.
 
Проблема газа из нетрадиционных источников в том, что себестоимость их добычи при существующих технологиях выше других энергоресурсов, прежде всего традиционного природного газа. И какими бы огромными ни были их запасы, пока налажена промышленная добыча лишь одного вида такого газа — сланцевого. И только в одной стране — США. При этом даже там имеется ряд проблем технологического и экологического характера, решение которых в условиях густонаселенной Европы может сделать разработку месторождений нерентабельной. Именно по этой причине, например, в 2012 г. американская компания ExxonMobil свернула проект по добыче сланцевого газа в Польше. А в последнем отчете о газовом рынке Международного энергетического агентства, презентация которого состоялась на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме, прямо утверждается, что добыча газа из нетрадиционных источников в ближайшие годы останется чисто североамериканским феноменом.
 
При этом, несмотря на успехи добычи, пока сланцевый газ США на рынках Европы и Азии отсутствует. Экспорт газа из США составляет около 46 млрд м3 и весь приходится на Канаду и Мексику, то есть не выходит за пределы Северной Америки.
 
На данный момент получено разрешение на строительство всего двух терминалов по экспорту сжиженного природного газа, в то время как в министерство энергетики США подано еще 18 заявок. Сроки реализации разрешенных проектов — 2015 г. и 2017 г., поэтому ожидать начала поставок газа из США на другие крупные региональные рынки — в Европу и Азию — можно минимум через 2 года.
 
И направятся эти поставки в основном в страны Юго-Восточной Азии. Причиной этого является второй, более действенный с точки зрения влияния на развитие газового рынка фактор — азиатский рынок сегодня является наиболее быстрорастущим и выгодным для экспортеров газа.
 
Растущая Азия
 
Потребление природного газа в странах Юго-Восточной Азии за 10 лет, с 2002 г. по 2012 г., увеличилось с 292 млрд м3 до 563 млрд м3, т.е. почти в 2 раза. Еще более усилила его рост авария на АЭС «Фукусима» в Японии в 2011 г. и отказ этой страны от атомной энергетики, в результате чего Япония увеличила потребление газа более чем на 20% за два года.
 
Соответственно рос и импорт газа в Азию. Если в 2005 г. он составил 138 млрд м3, то в 2012 г. — уже 283 млрд м3.
 
В результате именно рынок стран Юго-Восточной Азии стал в последние годы наиболее выгодным для экспортеров газа. Стоимость газа в Японии в 2012 г. составила 465 долл./1000 м3, в то время как в Германии — всего 306 долл./1000 м3, не говоря уже об упомянутых 102 долл./1000 м3 в Северной Америке.
 
На нашем традиционном рынке — европейском — потребление газа за те же десять лет, с 2002 г. по 2012 г., выросло всего на 57 млрд м3, с 918 млрд м3 до 975 млрд м3, причем с 2008 г. наблюдается тенденция к его снижению.
 
Получается, что при отсутствии роста спроса на газ в Европе и росте добычи в Северной Америке единственным растущим региональным рынком мира остается азиатский. И такое перераспределение мирового спроса на природный газ невыгодно России: в страны Юго-Восточной Азии поставляется только сжиженный природный газ (СПГ). Однако позиции России на стремительно растущем рынке СПГ пока слабы.
 
Сжиженный природный газ: упущенные возможности?
 
До начала 2000-х гг. объем мировой торговли СПГ составлял около 100 млн т. С учетом того, что 1 тонна СПГ — это примерно 1,38 тыс. м3, получается, что в сжиженном виде поставлялось всего 138 млрд м3 (поставки СПГ измеряются в тоннах, однако для удобства в дальнейшем будем приводить их в кубических метрах).
 
С начала 2000-х гг. начался стремительный рост торговли СПГ. В 2006 г. ее объем составил уже более 220 млрд м3, в 2011 г. — 330 млрд м3. Общая мощность действующих 96 заводов по сжижению газа в 18 странах мира составила на начало 2012 г. 386 млрд м3/год, увеличившись с 2006 г. практически вдвое. Это почти 40% мирового объема торгуемого природного газа.
 
К 2016 г. общий объем мощностей по производству СПГ в мире увеличится уже до 460 млрд м3. Активно развивают производство СПГ Катар, Австралия, Бразилия, Израиль, Индонезия, Ирак, Малайзия.
 
А что же Россия? Пока почти ничего. В России с 2009 года действует единственный завод СПГ на Сахалине мощностью всего 13 млрд м3, газ которого полностью направляется в Японию, Китай и Республику Корея. Активно развивая сеть экспортных трубопроводов («Северный поток», «Южный поток») в обход транзитных стран, Россия увеличила возможности поставок газа на европейский рынок. Вопрос в том, насколько эта стратегия обоснована в текущих условиях.
 
Торговля СПГ отличается мобильностью: танкеры, наполненные жидким газом, направляются туда, где выше спрос и цены. В результате экспортеры могут осуществлять поставки СПГ в любую точку мира, где есть терминал по приему сжиженного газа.
 
Например, не связанный трубопроводами с Европой Катар с 2005-го по 2012-й увеличил экспорт газа туда почти в 7 раз, с 2014 года планируется начало поставок СПГ в Польшу. Он же с 2005 по 2012 гг. почти в 3 раза увеличил поставки в Азию. Россия, чей газ поставляется по трубопроводам, возможности такого маневра лишена.
 
А развитие производства СПГ у нас запаздывает. В настоящее время ОАО «Новатэк» совместно с французской «Total» реализуют проект «Ямал СПГ», первую очередь которого мощностью 5,5 млн т планируется ввести к 2017 г., далее еще две очереди такой же мощностью в 2018 году и в 2019-м соответственно. ОАО «Газпром» планирует к 2018-му строительство завода СПГ мощностью 10—15 млн т в Приморском крае. ОАО «Роснефть» изучает возможность строительства завода СПГ мощностью 5 млн т к 2018 году на Сахалине.
 
Все заявленные и реализуемые проекты СПГ в нашей стране начнут производство самое раннее в 2017 г., и только к 2018 г. совокупная мощность российских заводов СПГ может составить порядка 50 млрд м3.
 
Поэтому наш основной рынок на данный момент и на ближайшие годы — Европа. Но ожидать значительного роста спроса на газ на нем не приходится. Во-первых, экономика ЕС сейчас переживает не лучшие времена, и пока непонятны ее перспективы. Во-вторых, правительства европейских стран прилагают значительные усилия по развитию энергоэффективности и развитию альтернативной энергетики. Например, уже сейчас на Европу приходится 75% мировых мощностей по производству солнечной энергии и 40% — ветровой.
 
Таким образом, при пессимистичном для нашей страны развитии событий может сложиться примерно следующая ситуация. Наиболее быстрорастущий и самый выгодный импортер газа в мире — страны Юго-Восточной Азии, рынки которых разделены между крупнейшими производителями СПГ: Катаром, Австралией, Индонезией, Малайзией. США стали чистым экспортером газа и также осуществляют поставки в регион АТР и Европу. Но России на этом рынке практически нет. Мы продолжаем поставки трубопроводного газа в Европу, которая по-прежнему крупный импортер, но туда также растут поставки СПГ, рост спроса незначителен, и это оказывает давление на цены. Как итог — ослабление позиций России как крупнейшего мирового экспортера природного газа.
 
В этих условиях останется надеяться на улучшение ситуации в экономиках европейских стран, что поддержит цены на газ и на европейском рынке; а также на то, что рост спроса со стороны азиатских стран в ближайшие годы будет опережать рост предложения СПГ. Тогда российские компании успеют реализовать проекты по строительству заводов СПГ и увеличить свое пока крайне незначительное присутствие на рынке Юго-Восточной Азии. Полный текст: http://www.mk.ru/economics/article/2013/07/09/881338-zapad-za-slanets-meshaet-rossii.html.
Просмотров: 270 | Добавил: litestcond1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта
  • proekt-gaz.ru

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz